Источник: https://korkish.ru/razvitie_i_korrekciya/

Развитие и коррекция

2024 - 2025 учебный год

Рекомендации учителя - дефектолога на летние каникулы

Лето для детей – долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии для следующего учебного года. Это значит, что в летний период обязательно должны быть новые впечатления, общение со сверстниками, прогулки на свежем воздухе, веселые и интересные игры.

В тоже время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенные в течение учебного года знания и навыки.

Самый продуктивный метод в закреплении материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр.

Тренируем память

  1. Школьнику необходимо обязательно повторять материал вслух.
  2. Необходимо организовать летнее чтение. Чтение расширяет кругозор человека, положительно сказывается на памяти ребенка, увеличивает словарный запас, развивает логическое мышление. Попросите ребенка рассказать, о чём он читал, обсуждайте с ним прочитанное, рассматривайте иллюстрации, это тренирует память и воображение.
  3. Задавайте вопросы ребенку по прочитанному тексту. Требуйте полные ответы. Например, расскажи что произошло? Что было? Что будет? А как надо поступить? А что делать? Высказывайте свое мнение по прочитанному произведению. Обсуждайте ситуации, которые описываются в книге. Используйте при пересказе деление текста на части.
  4. Чтению необходимо выделять 15 – 30 минут в день.

Примерный перечень игр и упражнений на развитие памяти:

1.«Опиши по памяти». Дайте ребенку на время какой-либо предмет, а потом, убрав его, попросите описать его как можно точнее. Разрешается задавать наводящие вопросы.

2. «Вспомни и скажи». Покажите ребенку изображение из небольшой группы предметов, затем уберите его и задайте вопросы: «Что было нарисовано на картинке? Какие предметы лежали в центре, какие – слева, справа? Какого цвета они были? Затем поменяйтесь ролями.)

3. Игра: «Разрезные картинки. Мозаика». Предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.

4. Игра: «Опиши предмет».Предложите ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомый предмет, а затем описать его. После этого предмет следует убрать. Через 15 – 20 минут предложите ребенку по памяти описать предмет, его свойства.

5.«Кроссворды и головоломки». Данные задания позволят не только заставить ребёнка думать логически, но и будут способствовать развитию у ребенка умения запоминать определенные термины.

 

Тренируем Внимание

Примерный перечень игр и упражнений на развитие внимания:

1. Рисование узоров по клеточкам.

2. Рисование узоров с опорой на образец (срисовывание).

3. Вычёркивание, (зачёркивание, подчёркивание) заданных букв из текста.

4. Поиск спрятанных в строчках букв.

Например, долпраптекамтрьдроздалжекарандаштмопрдятеллевшаноликлитма

5. Поиск выхода из лабиринтов (по картинкам).

Тренируем мышление

Наиболее популярные средства для развития образного мышления:

  1. Настольные игры - разрезные картинки, лото, домино, вкладыши др.;
  2. Творческие занятия: лепка, аппликация, рисование, макраме;
  3. Загадки, шарады, ребусы.

Развитие речи

Примерный перечень игр на развитие речи:

  1. «Съедобное - несъедобное»;
  2. «Живое не живое»;
  3. «Я знаю пять названий имен, фруктов, овощей и т.д.»;
  4. «Наоборот» (игра на слова с противоположным значением высокий - низкий, веселый - грустный, легкий – тяжелый».

Эти игры помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение говорить и думать одновременно, увеличивают словарный запас ребенка. Учите ребенка составлять рассказ по картинке.

Развитие мелкой моторики

Примерный перечень игр на развитие мелкой моторики рук:

  1. Собирать, перебирать ягоды;
  2. Выкладывать рисунки из камней шишек и круп;
  3. Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
  4. Рисовать, раскрашивать;
  5. Складывать бумагу (оригами);
  6. Делать различные поделки из подручного материала;
  7. Лепить из пластилина, соленого теста.
  8. Играть с мячом

Чтобы ребенок писал грамотно, следует постоянно повторять правила орфографии, которые были изучены во 2 классе.

Упражняйте ребенка в написании небольших текстов под диктовку и списывании. Время, использованное на письмо не должно превышать 15 – 20 минут в день.

Играйте с ребенком в развивающие игры, повторяя таблицы на все составы чисел, а так же таблицу сложения и вычитания.

Постарайтесь за лето научить ребенка отвечать четко на поставленные вопросы такого типа:

  1. Назови свои имя, фамилию, отчество
  2. Сколько тебе лет?
  3. Назови дату своего рождения.
  4. Назови свой домашний адрес.
  5. Как зовут родителей?
  6. Где и кем работают родители?
  7. Как называется город, в котором мы живем?
  8. Какие ты знаешь праздники? Назови их.
  9. Какие профессии ты знаешь?
  10. Перечисли предметы, которые входят в эти понятия: деревья, кустарники, травянистые растения, комнатные растения, грибы, ягоды, овощи, фрукты, насекомые, зимующие птицы, перелетные птицы, домашние животные, дикие животные.
  11. Назови транспорт, посуду, мебель, одежду, обувь, головные уборы.
  12. Назови все времена года. Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь? Какое время года будет после этого? Какое время года было до этого? Какое время года между зимой и летом? И т.д.
  13. Назови дни недели по порядку. Сколько дней в неделе? Какой день недели сегодня? Какой был вчера? Какой будет завтра? Какой день недели между … и …? Какой день недели перед ….? После ….? Назови третий день, пятый день, первый и т.д.. Который по счету день недели среда, суббота, понедельник? И т.д.
  14. Назови части суток. Сколько частей в сутках? Перечисли их.

Родители должны помнить:

  • Принуждать ребенка заниматься нельзя, необходимо заинтересовать его.
  • Занятия должны проходить в виде игры, к следующему упражнению переходить, лишь усвоив предыдущее
  • Не фиксировать внимание на ошибках, а тактично исправить ребенка
  • Постоянно контролировать речь детей, учить правильно произносить звуки в словах, фразах.
  • Играть с детьми в подвижные игры, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и усидчивость, переключение и сосредоточение внимания.

 

Желаю отличного настроения и хорошего отдыха! Учитель-дефектолог М.А. Лозко

Конспект игрового коррекционно-развивающего занятия с использованием приемов сенсорной интеграции (учитель-дефектолог М.А. Лозко)

Конспект занятия "Вышивка по картону. Рыбка" (педагог-психолог З.П. Падерина)

Cеминар для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

29 ноября на базе МБОУ «Кишертская СОШ им Л.П. Дробышевского» в пос.Кордон прошел семинар для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ по теме «Методы и приемы работы, направленные на развитие познавательной сферы у детей, реализующих АООП 1 и 2 варианта, варианта 8.3». Данный семинар был проведен на базе школы поселка Кордон, так как в образовательной организации обучаются дети с интеллектуальными нарушениями в инклюзивных классах.

В школе было проведено внеурочное занятие в 3 классе по теме «Герб». Занятие подготовила учитель начальных классов Наймушина Елена Викторовна. В классе обучаются дети с интеллектуальными нарушениями и дети нормы. Занятие было приурочено к Дню герба России, который отмечается 30 ноября. Обучающиеся познакомились с новым понятием «геральдика», актуализировали знания о гербе России, о том, что обозначают его части. Дети узнали, что символизируют части различных гербов, составили из различных элементов свой герб и о нем рассказали,  представили. Елена Викторовна продумала все методы и приемы работы, большей частью которых являлись частично-поисковые и практико-ориентированные. Атмосфера на занятии царила спокойная, деловая. Дифференциация при обучении детей с интеллектуальными нарушениями и детей нормы проявлялась в большей организующей помощи педагога, отведении большего времени для подготовки к устному ответу. Занятие будет иметь продолжение в составлении на следующем уроке герба класса. Занятие было представлено на хорошем методическом уровне. После занятия учителем был представлен самоанализ занятия, в ходе которого были отмечены все сильные этапы.

В ходе мастер-класса «Дудлинг и зентангл», который подготовила учитель МКОУ «Посадская ОШИ для обучающихся с ОВЗ» Марина Рафиковна Атауллина, участники семинара познакомились с понятиями «дудлинг» и «зентангл», которые применяются для релаксации, при обдумывании, запоминании новой информации, во время концентрации внимания на каких-либо важных фактах. Данные методы рисования могут быть использованы на уроках, занятиях для развития мелкой моторики, помогают справиться со стрессами, снять внутреннее напряжение, развлечься, и даже помогут медитировать, развивать креативность.  С педагогами были проведены две практических работы по рисованию «танглов», квадратов 9 на 9 см, а также в данной технике были разрисованы броши в виде совушек. Данные методы являются методами арт-терапии, которые достаточно часто применяются на занятиях с детьми с ОВЗ.

Следующее выступление было подготовлено Лозко Марией Алексеевной, педагогом-дефектологом МКОУ «Посадская ОШИ для обучающихся с ОВЗ». Мария Алексеевна рассказала о своем опыте работы с ребенком с РАС, обучающимся в 1 дополнительном классе школы индивидуально на дому. Ею была подготовлена презентация, в которой были раскрыты основные направления работы с ребенком. Рассказала о некоторых положительных моментах и небольших достижениях ребенка и педагога в обучении и общении. Для примера общения с ребенком с РАС, Мария Алексеевна предложила небольшой опыт, в виде разговора с собеседником, не глядя ему в глаза. Этим этюдом учитель-дефектолог показала, как проходит общение с ребенком, имеющим РАС.

Мастер-класс «Использование интерактивной карты «Юнландия» для развития познавательной сферы обучающихся с ОВЗ» по использованию интерактивной карты, приобретенной на одном из популярных маркетплейсов, подготовила учитель географии и биологии МКОУ «Посадская ОШИ для обучающихся с ОВЗ» Марина Николаевна Незнаева. Данная карта может быть использована на уроках окружающего мира, внеурочных занятиях при использовании планшета, телефона с установленным на них программным обеспечением, которое работает даже при отсутствии подключения к интернету. Данная форма работы помогает разнообразить формы работы на уроке, помогает увидеть объект изучения окружающего мира в движении и со звуком.

Следующий мастер-класс «Использование нейротренажеров, как одного из способов развития высших  психических функций» был подготовлен педагогом-психологом МКОУ «Посадская ОШИ для обучающихся с ОВЗ» Падериной Зоей Павловной. На мастер-классе педагог-психолог рассказала, для чего применяются нейротренажеры, какие они бывают, и как их изготовить вместе с детьми, что и было проведено с присутствующими педагогами.

В заключение семинара заместитель директора МКОУ «Посадская ОШИ для обучающихся сОВЗ» Егорова Татьяна Михайловна по напомнила об основных положениях нормативных документов, а конкретно, о федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которая утверждена в 2022 году и о дополнениях от 2024 года. Данные документы должны знать все педагоги, которые работают с детьми с ИН.

В конце семинара был проведена рефлексия в виде телеграммы из одиннадцати слов.

Семинар будет иметь продолжение в марте 2025 года. Основной темой будущего семинара являются вопросы обучения и воспитания обучающихся по АООП 2 варианта.

Заместитель директора по УР Егорова Т.М.

"Игры для развития речевого дыхания" (педагог-психолог З.П. Падерина)

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в ЗОЖ» (1-2 класс) учитель-дефектолог М.А. Лозко

"Работа с магнитным нейротренажером" (педагог-психолог З.П. Падерина)

 

"Работа с бизибордом" (педагог-психолог З.П. Падерина)

2023 - 2024 учебный год

Коррекционно-развивающее занятие "Колобок" (З.П. Падерина)

Групповое коррекционное занятие "Овощи-фрукты" 1 год обучения (учитель-дефектолог М.А. Лозко)

2022 - 2023 учебный год

Использование арт-терапевтических техник и приемов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Изотерапия  (Незнаева М.Н.)

Рисование на воде Эбру (подготовила педагог-психолог Желтовских А.Ю.)

2021 - 2022 учебный год

Сенсорная комната как условие психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья 

Список площадок и ответственных лиц

Подборка экспресс-диагностик по профориентации (подготовила социальный педагог А.И.Гилева)

"Как предупредить детский суицид" (буклет подготовлен социальным педагогом А.И.Гилевой)


Советы от психолога

2023 - 2024 учебный год

2022 - 2023 учебный год

Как помочь первокласснику освоиться в школе

Как психологически грамотно организовать проведение экзамена?

Профилактика агрессивного поведения

Методы для выражения подавленного гнева

2021 - 2022 учебный год

Как преодолеть детскую игровую зависимость

Как узнать, что ваш ребенок - гиперактивный?

Индивидуальные особенности детей

МКОУ «Посадская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.