2024 - 2025 учебный год
Рекомендации учителя - дефектолога на летние каникулы
Лето для детей – долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии для следующего учебного года. Это значит, что в летний период обязательно должны быть новые впечатления, общение со сверстниками, прогулки на свежем воздухе, веселые и интересные игры.
В тоже время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенные в течение учебного года знания и навыки.
Самый продуктивный метод в закреплении материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр.
Тренируем память
- Школьнику необходимо обязательно повторять материал вслух.
- Необходимо организовать летнее чтение. Чтение расширяет кругозор человека, положительно сказывается на памяти ребенка, увеличивает словарный запас, развивает логическое мышление. Попросите ребенка рассказать, о чём он читал, обсуждайте с ним прочитанное, рассматривайте иллюстрации, это тренирует память и воображение.
- Задавайте вопросы ребенку по прочитанному тексту. Требуйте полные ответы. Например, расскажи что произошло? Что было? Что будет? А как надо поступить? А что делать? Высказывайте свое мнение по прочитанному произведению. Обсуждайте ситуации, которые описываются в книге. Используйте при пересказе деление текста на части.
- Чтению необходимо выделять 15 – 30 минут в день.
Примерный перечень игр и упражнений на развитие памяти:
1.«Опиши по памяти». Дайте ребенку на время какой-либо предмет, а потом, убрав его, попросите описать его как можно точнее. Разрешается задавать наводящие вопросы.
2. «Вспомни и скажи». Покажите ребенку изображение из небольшой группы предметов, затем уберите его и задайте вопросы: «Что было нарисовано на картинке? Какие предметы лежали в центре, какие – слева, справа? Какого цвета они были? Затем поменяйтесь ролями.)
3. Игра: «Разрезные картинки. Мозаика». Предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.
4. Игра: «Опиши предмет».Предложите ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомый предмет, а затем описать его. После этого предмет следует убрать. Через 15 – 20 минут предложите ребенку по памяти описать предмет, его свойства.
5.«Кроссворды и головоломки». Данные задания позволят не только заставить ребёнка думать логически, но и будут способствовать развитию у ребенка умения запоминать определенные термины.
Тренируем Внимание
Примерный перечень игр и упражнений на развитие внимания:
1. Рисование узоров по клеточкам.
2. Рисование узоров с опорой на образец (срисовывание).
3. Вычёркивание, (зачёркивание, подчёркивание) заданных букв из текста.
4. Поиск спрятанных в строчках букв.
Например, долпраптекамтрьдроздалжекарандаштмопрдятеллевшаноликлитма
5. Поиск выхода из лабиринтов (по картинкам).
Тренируем мышление
Наиболее популярные средства для развития образного мышления:
- Настольные игры - разрезные картинки, лото, домино, вкладыши др.;
- Творческие занятия: лепка, аппликация, рисование, макраме;
- Загадки, шарады, ребусы.
Развитие речи
Примерный перечень игр на развитие речи:
- «Съедобное - несъедобное»;
- «Живое не живое»;
- «Я знаю пять названий имен, фруктов, овощей и т.д.»;
- «Наоборот» (игра на слова с противоположным значением высокий - низкий, веселый - грустный, легкий – тяжелый».
Эти игры помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение говорить и думать одновременно, увеличивают словарный запас ребенка. Учите ребенка составлять рассказ по картинке.
Развитие мелкой моторики
Примерный перечень игр на развитие мелкой моторики рук:
- Собирать, перебирать ягоды;
- Выкладывать рисунки из камней шишек и круп;
- Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
- Рисовать, раскрашивать;
- Складывать бумагу (оригами);
- Делать различные поделки из подручного материала;
- Лепить из пластилина, соленого теста.
- Играть с мячом
Чтобы ребенок писал грамотно, следует постоянно повторять правила орфографии, которые были изучены во 2 классе.
Упражняйте ребенка в написании небольших текстов под диктовку и списывании. Время, использованное на письмо не должно превышать 15 – 20 минут в день.
Играйте с ребенком в развивающие игры, повторяя таблицы на все составы чисел, а так же таблицу сложения и вычитания.
Постарайтесь за лето научить ребенка отвечать четко на поставленные вопросы такого типа:
- Назови свои имя, фамилию, отчество
- Сколько тебе лет?
- Назови дату своего рождения.
- Назови свой домашний адрес.
- Как зовут родителей?
- Где и кем работают родители?
- Как называется город, в котором мы живем?
- Какие ты знаешь праздники? Назови их.
- Какие профессии ты знаешь?
- Перечисли предметы, которые входят в эти понятия: деревья, кустарники, травянистые растения, комнатные растения, грибы, ягоды, овощи, фрукты, насекомые, зимующие птицы, перелетные птицы, домашние животные, дикие животные.
- Назови транспорт, посуду, мебель, одежду, обувь, головные уборы.
- Назови все времена года. Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь? Какое время года будет после этого? Какое время года было до этого? Какое время года между зимой и летом? И т.д.
- Назови дни недели по порядку. Сколько дней в неделе? Какой день недели сегодня? Какой был вчера? Какой будет завтра? Какой день недели между … и …? Какой день недели перед ….? После ….? Назови третий день, пятый день, первый и т.д.. Который по счету день недели среда, суббота, понедельник? И т.д.
- Назови части суток. Сколько частей в сутках? Перечисли их.
Родители должны помнить:
- Принуждать ребенка заниматься нельзя, необходимо заинтересовать его.
- Занятия должны проходить в виде игры, к следующему упражнению переходить, лишь усвоив предыдущее
- Не фиксировать внимание на ошибках, а тактично исправить ребенка
- Постоянно контролировать речь детей, учить правильно произносить звуки в словах, фразах.
- Играть с детьми в подвижные игры, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и усидчивость, переключение и сосредоточение внимания.
Желаю отличного настроения и хорошего отдыха! Учитель-дефектолог М.А. Лозко
Конспект игрового коррекционно-развивающего занятия с использованием приемов сенсорной интеграции (учитель-дефектолог М.А. Лозко)
Конспект занятия "Вышивка по картону. Рыбка" (педагог-психолог З.П. Падерина)
Cеминар для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
29 ноября на базе МБОУ «Кишертская СОШ им Л.П. Дробышевского» в пос.Кордон прошел семинар для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ по теме «Методы и приемы работы, направленные на развитие познавательной сферы у детей, реализующих АООП 1 и 2 варианта, варианта 8.3». Данный семинар был проведен на базе школы поселка Кордон, так как в образовательной организации обучаются дети с интеллектуальными нарушениями в инклюзивных классах.
В школе было проведено внеурочное занятие в 3 классе по теме «Герб». Занятие подготовила учитель начальных классов Наймушина Елена Викторовна. В классе обучаются дети с интеллектуальными нарушениями и дети нормы. Занятие было приурочено к Дню герба России, который отмечается 30 ноября. Обучающиеся познакомились с новым понятием «геральдика», актуализировали знания о гербе России, о том, что обозначают его части. Дети узнали, что символизируют части различных гербов, составили из различных элементов свой герб и о нем рассказали, представили. Елена Викторовна продумала все методы и приемы работы, большей частью которых являлись частично-поисковые и практико-ориентированные. Атмосфера на занятии царила спокойная, деловая. Дифференциация при обучении детей с интеллектуальными нарушениями и детей нормы проявлялась в большей организующей помощи педагога, отведении большего времени для подготовки к устному ответу. Занятие будет иметь продолжение в составлении на следующем уроке герба класса. Занятие было представлено на хорошем методическом уровне. После занятия учителем был представлен самоанализ занятия, в ходе которого были отмечены все сильные этапы.
В ходе мастер-класса «Дудлинг и зентангл», который подготовила учитель МКОУ «Посадская ОШИ для обучающихся с ОВЗ» Марина Рафиковна Атауллина, участники семинара познакомились с понятиями «дудлинг» и «зентангл», которые применяются для релаксации, при обдумывании, запоминании новой информации, во время концентрации внимания на каких-либо важных фактах. Данные методы рисования могут быть использованы на уроках, занятиях для развития мелкой моторики, помогают справиться со стрессами, снять внутреннее напряжение, развлечься, и даже помогут медитировать, развивать креативность. С педагогами были проведены две практических работы по рисованию «танглов», квадратов 9 на 9 см, а также в данной технике были разрисованы броши в виде совушек. Данные методы являются методами арт-терапии, которые достаточно часто применяются на занятиях с детьми с ОВЗ.
Следующее выступление было подготовлено Лозко Марией Алексеевной, педагогом-дефектологом МКОУ «Посадская ОШИ для обучающихся с ОВЗ». Мария Алексеевна рассказала о своем опыте работы с ребенком с РАС, обучающимся в 1 дополнительном классе школы индивидуально на дому. Ею была подготовлена презентация, в которой были раскрыты основные направления работы с ребенком. Рассказала о некоторых положительных моментах и небольших достижениях ребенка и педагога в обучении и общении. Для примера общения с ребенком с РАС, Мария Алексеевна предложила небольшой опыт, в виде разговора с собеседником, не глядя ему в глаза. Этим этюдом учитель-дефектолог показала, как проходит общение с ребенком, имеющим РАС.
Мастер-класс «Использование интерактивной карты «Юнландия» для развития познавательной сферы обучающихся с ОВЗ» по использованию интерактивной карты, приобретенной на одном из популярных маркетплейсов, подготовила учитель географии и биологии МКОУ «Посадская ОШИ для обучающихся с ОВЗ» Марина Николаевна Незнаева. Данная карта может быть использована на уроках окружающего мира, внеурочных занятиях при использовании планшета, телефона с установленным на них программным обеспечением, которое работает даже при отсутствии подключения к интернету. Данная форма работы помогает разнообразить формы работы на уроке, помогает увидеть объект изучения окружающего мира в движении и со звуком.
Следующий мастер-класс «Использование нейротренажеров, как одного из способов развития высших психических функций» был подготовлен педагогом-психологом МКОУ «Посадская ОШИ для обучающихся с ОВЗ» Падериной Зоей Павловной. На мастер-классе педагог-психолог рассказала, для чего применяются нейротренажеры, какие они бывают, и как их изготовить вместе с детьми, что и было проведено с присутствующими педагогами.
В заключение семинара заместитель директора МКОУ «Посадская ОШИ для обучающихся сОВЗ» Егорова Татьяна Михайловна по напомнила об основных положениях нормативных документов, а конкретно, о федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которая утверждена в 2022 году и о дополнениях от 2024 года. Данные документы должны знать все педагоги, которые работают с детьми с ИН.
В конце семинара был проведена рефлексия в виде телеграммы из одиннадцати слов.
Семинар будет иметь продолжение в марте 2025 года. Основной темой будущего семинара являются вопросы обучения и воспитания обучающихся по АООП 2 варианта.
Заместитель директора по УР Егорова Т.М.
"Игры для развития речевого дыхания" (педагог-психолог З.П. Падерина)
Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в ЗОЖ» (1-2 класс) учитель-дефектолог М.А. Лозко
"Работа с магнитным нейротренажером" (педагог-психолог З.П. Падерина)